Спорт и физкультура в детском саду
Целью в просветительской работе по формированию здорового образа жизни является привитие у воспитанников навыков и привычки ЗОЖ, повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в группе с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания дошкольников.
Работа по оздоровлению и пропаганде навыков и привычки ЗОЖ проводится систематически и проходит через все виды двигательной активности, включает основные компоненты здорового образа жизни детей:
- рациональный режим,
- рациональная двигательная активность,
- закаливание организма,
- сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Регулярно проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, динамические паузы, комплексы корригирующей гимнастики, дыхательной гимнастики, комплексы степ – аэробики, комплексы спортивных и подвижных игр. Регулярно проводятся мероприятия спортивной направленности.
В каждой группе оборудованы «Уголки здоровья» с наглядным, демонстрационным и практическим материалом. Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей используются: ходьба по массажному, ребристому коврику, дыхание через султанчики, гимнастика в кроватях после сна, воздушные, солнечные ванны и т.д. В структуру оздоровительного режима каждой группы, вплетен спектр медико-восстановительных методик, приемов, способов(разработаны картотеки):
- мимические разминки;
- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения);
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции;
- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки);
- игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки;
- корригирующая гимнастика.
В итоге разработан стратегический план по оздоровлению воспитанников, на основе которого ведется работа в данном направлении.
Большую работу в данном направлении провожу с родителями. Для реализации задач по пропаганде ЗОЖ, я использую консультации («Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста», «Здоровый образ жизни формируется в семье», «Профилактика нарушения осанки у детей» и т.д.), анкетирование, семинары-практикумы, информацию в родительских уголках, в папках-передвижках, совместные практические мероприятия с детьми и родителями – досуги и соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей. Актуальной тема стала для работы клуба «Молодая семья», традиционно проводится презентация проекта «Здоровая семья».
Воспитательно-образовательный процесс имеет оздоровительную направленность (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
Вся данная работа осуществляется с учетом требований санитарных правил С.П.2.4.3648-20: создания благоприятных санитарно – гигиенических условий, соблюдения режима дня, полноценного питания, ежедневного пребывания на свежем воздухе, проведения закаливающих мероприятий, утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных соревнований.
Применение в работе в полном объёме здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитанников и их родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой
- Дозирование числа повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга